
«Один банкир, два милиционера, два учителя...» Теодор Курентзис спрятал за дверью Филармонии необычный музыкальный коллектив

Второй публичный концерт в статусе петербуржца Курентзис украсил новой мистерией — перед началом «Реквиема» публика города впервые услышала созданный им византийский хор. Но что произошло — поняли не все.
У Теодора Курентзиса и его музыкальных коллективов, помимо публично анонсируемых концертов, есть и другие. Например, закрытые выступления, на которые не продаются билеты, и открытые репетиции. Накануне в Петербурге случилось и то, и другое. Репетиция, на которую пригласили учеников Александра Сокурова, учащихся музыкальной школы имени Римского-Корсакова и школы Masters, проходила перед началом концерта в Филармонии, а после этого состоялся и еще один, ночной концерт в Доме радио.

Фото: Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой MusicAeterna
Концерт в Филармонии предполагался необычным — как и всё у Курентзиса: имидж обязывает. Но сделать необычным в хорошем смысле исполнение «Реквиема» Моцарта — задача трудновыполнимая, столько раз звучало произведение в разных прочтениях.
Первая часть рецепта Курентзиса — безупречные солисты, среди которых — сопрано Сандрин Пьо и меццо-сопрано Анн Халленберг.
Вторая составляющая — сюрприз для публики, который она потом может обсудить. Нет, в этот раз телефоны никто не отбирал (не исключено, что зря: зрители явно отыгрались за предыдущий концерт). Но заявленная программа всего за несколько дней до концерта пополнилась номером-интродукцией, который даже не значился на сайте Филармонии и в программке. Перед началом произведения пару гимнов исполнил новый музыкальный коллектив musicAeterna byzantina, выступавший в Петербурге впервые. Этот хор уникален — хотя бы потому что собран из 16 лучших выпускников школ византийской музыки в Греции, где поддерживают древние традиции греческих церковных песнопений. При том, что эта музыка впечатляет своим звучанием, в России ее профессионально не исполняют — хотя это и наша история: гимны относятся к православному духовному наследию.

Фото: Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой MusicAeterna
Солидные мужчины средиземноморского типа, ожидавшие своего выхода перед репетицией, были спокойны, в отличие Курентзиса и, тем более, его помощников — ассистента дирижера Федора Леднева и главного хормейстера Виталия Полонского. Те вдвоем бегали по центральному проходу от середины зала к дирижерскому пульту и обратно по первому повороту ладоней рук маэстро — когда тот хотел задать им вопросы.
А вопросов было много: акустика ставила свои условия, приходилось требовать все большей и большей сухости и четкости штрихов от оркестрантов при высоком темпе исполнения, менять местами солистов, чтобы те лучше слышали друг друга, и спускать с хоров на уровень партера musicAeterna byzantina, «выставляя» их за дверь позади зала, — фактически на лестничную площадку. В итоге для зрителей они остались призрачными голосами откуда-то то ли из воздуха, то ли из подсознания.
«Фонтанка» успела задать несколько вопросов руководителю нового коллектива, выпускнику петербургской Консерватории Антонису Кутрупису.
— Что из себя представляют эти школы византийской музыки в Греции, где вы отбирали хористов?
— Это музыкальные школы, которые дают диплом по византийскому песнопению высшей квалификации. Люди прошли строгий конкурс, чтобы попасть в наш хор. Мы хотели отобрать самые красивые голоса и самых талантливых певчих при поддержке Теодора Курентзиса.
— Кто их прослушивал?
— Я лично.
— Теодор не ездил?
— Нет, но Теодор всегда хотел иметь хор византийской музыки, и год назад это произошло. В Петербурге коллектив выступает впервые, и для нас большая честь, что мы поем в Филармонии. Но у нас будет на днях большой концерт в Исаакиевском соборе и мы организуем еще много концертов в ближайшее время.
— Насколько тесно школы византийской музыки связаны с религией? Те, кто там преподают и занимаются, — монахи?
— Нет. Там преподают обычные люди, опытные профессора, которые сами поют в храмах.
— А студенты — профессиональные музыканты — или могут быть по основной деятельности кем угодно?
— Конечно, могут. Но в византийских вузах — очень строгий образовательный процесс. Это как музыкальная школа, которая преподает только византийскую музыку. Там есть экзамены, дипломы, оценки — все как обычно.
— Можете привести примеры специальностей?
— У меня есть два офицера, один банкир, два милиционера, два учителя — филологии и богословия, и студенты, которые учатся на других факультетах — философия, иконопись.
— Там преподают только вокал, или фортепиано, теорию музыки, историю музыки — тоже?
— В составе курса византийской музыки есть разные темы — теория византийской музыки, история, вокал, в некоторых вузах преподают и народные инструменты.
— Например?
— Канун, цимбалы, кларнет, лютню, — зависит от школы желания ученика.
— Кларнет тоже относится к греческим инструментам?
— Есть кларнет, который играет в оркестре, а есть — который играет народную музыку. У меня как раз один певчий играет на кларнете в народном стиле. Но это не обязательно: в основном, в такие школы принимаются студенты, которые умеют петь, то есть самый главный инструмент — это голос. А потом, если кто-то хочет расширить знания, — есть разные возможности, это зависит от школы. Образование обычно занимает пять лет, в каждом году нужно сдавать два экзамена, а в конце пятого года — главный, на котором принимается решение, давать ли студенту право петь в церквях.
— То есть каждый певец в греческих церквях сертифицирован?
— По идее, да. Хотя я не могу проверить документы у каждого.
— Где будет жить хор?
— На Кипре. Наша база — в Ларнаке, а сами люди — из разных городов: Лефкосии (Никосии — прим.ред.), Лимасола, Ларнаки… Но все они учились в Греции — в Афинах, Салониках.
— Как часто коллектив выступает?
— Теодор нас зовет, когда решает, что надо, и мы приезжаем. Конечно, у нас заранее все готово, мы знаем расписание на три-четыре месяца вперед. И хористам легко брать отпуск.
— Им приходится отпуск брать ради концертов?
— Да, но это нетрудно. В этом месяце мы поем в трех городах — Петербурге, Москве и Париже. В ноябре — в Баден-Бадене, Париже и Афинах.
— Весной певцов было 12, потом стало 16.
— Да, Теодор расширил хор и хочет расширить его динамику.
— А сколько голосов в партитурах, которые вы исполняете?
— Византийская музыка — одноголосная. У нас 12 певчих и четыре баса, которые держат опорный тон — исон.
— А какого времени эта музыка?
— У нас есть разные композиторы, гимны — от XIII, XIV, XVII, XVIII веков до современных. Византийская музыка старше григорианских песнопений: она состоялась и систематизировалась в IV веке. И база византийской музыки — греческие лады.
— Лидийский, миксолидийский — которые учат в музыкальной школе?
— Да, лидийский, миксолидийский, дорийский — это все мы поем с детства. В петербургской консерватории нас учили, например, фригийскому, а я говорил: «Давайте, я вас научу. У меня это в ушах». Это греческие лады народной музыки, которые звучат в церквях. Византийская музыка — древняя, но жива до сих пор. Она и сейчас звучит в храмах Греции, и в других восточных православных странах — в Сирии, Ливане.
— А в России?
— В России она звучала до Петра I.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.